路地の桜777

23:54 

Весеннее ренку

la_tisana
По приглашению драгоценнейшей Годайме Хокаге Листа пришел я, нищий странствующий монах-поэт Тосэй, в эту прекрасную Аллею на праздник Цветения Сакуры. Расстилаю циновку во-он под тем деревом и предлагаю всем желающим почтить мимолетную весеннюю красоту написанием поэтической цепочки - ренку.





С давних времен жители нашей славной страны Огня любили собираться вместе для написания стихов, всем прочим жанрам предпочитая благородное ренку. Правила его вкратце таковы:



1. Ренку - последовательность нерифмованных строф по типу: трехстишие - двустишие - трехстишие - двустишие и т.д. Каждая строфа пишется отдельным автором.

1. Писать можно обо всем, что угодно.

2. Но - соблюдая несколько тематических правил (наличие/отсутствие в определенных строфах указания на определенный сезон, обязательность для некоторых строф тем любви, луны, цветов (сакуры).

4. Автор текущей строфы должен "соединить" свою строфу с предыдущей с помощью сходных образов, логичной последовательности событий, аллюзий и т.д.

5. Одновременно не допуская слишком тесной переклички образов с предпредыдущей строфой.

Таким образом, каждая строфа (кроме первых двух) одновременно соединяется с предыдущей и отталкивается от предпредыдущей, гармонично уводя ренку в новом направлении.



Прочие особенности лучше объяснять построфно во время написания. Пример классического ренку (в те времена жанр назывался "хайкай но ренга", а не ренку) можно почитать вот здесь:

www.lib.ru/INPROZ/BUSON_P/buson1_3.txt

Пример современного ренку:

lishanu.com/01/ren/renku_icicle.htm



ВЕСЕННЕЕ ДЖЮНИЧО


вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход! / Ирука, весна, цветы

солнечный зайчик
будит веснушки ребенка / Цунаде весна

самолетик бумажный
упав, спугнул ворона:
Озоррррники! / Ирука, бс

на послание из прошлого
некому ответить / Ирука, бс






P.S. счет за услуги вышлю Годайме Цунаде личным слизняком соколом по окончании праздника.

Комментарии
2010-03-29 в 00:08 

Я точно участвую!


поток сознания

2010-03-29 в 00:11 

Shizune777
Участвую.

2010-03-29 в 01:33 

la_tisana
Tcunade777 Shizune777

Завтра начнем, драгоценные Цунаде-сама и Шизуне-сан.

читать дальше

2010-03-29 в 13:35 

la_tisana
Ну что ж, начнем наше Весеннее Джюничо!

Джюничо - ренку из 12 строф. Весеннее - потому что первые строфы должны содержать указание на весенний сезон. Тематическую схему строф вывешиваю сразу:

читать дальше

Более подробные пояснения будут следовать построфно.
Пишем мы по конкурсному принципу (кто успел, того и сапоги дашигачи). Любой желающий может предложить вариант (варианты) следующей строфы в любой момент. Ведущий ренку (то есть я) обязуется комментировать все предложенные варианты и выбирать подходящий.

2010-03-29 в 13:41 

la_tisana
ХОККУ - первая строфа.

То, что мы сейчас называем хайку (или хокку) во времена и Басё, и Бусона - всех классических поэтов до Масаоки Сики называлось именно хокку и воспринималось как потенциально возможная первая строфа цепочки хайкай но ренга (современное название - ренку).
Хокку обязательно должно содержать указание на сезон. В нашем случае это весна. Согласно данной схеме, весеннее хокку должно быть также и так называемой цветочной строфой. То есть - пишем о цветах! Сакуры, разумеется :)
Три строки (575 исключительно по желанию, не обязательно), цветы сакуры. Желательно, чтобы хокку содержало тире или троеточие (местный вариант киреджи).

Есть предложения?

2010-03-29 в 13:47 

Iruka777
Я, конечно, не мастер слагать стихи, но разбавлю собой вашу очаровательную компанию.

2010-03-29 в 13:56 

Tsunade777
Сакура пахнет
Солнцем и свежим ветром,
...Пойманным на поцелуй.

2010-03-29 в 14:04 

Tsunade777
Iruka777
Ваш вариант, Ирука-сенсееей?

2010-03-29 в 14:26 

Iruka777
Несет ли весна прощение
Тем, кто рожден вновь

Tcunade777
читать дальше

2010-03-29 в 14:49 

la_tisana
Tcunade777

Ваш вариант принят к рассмотрению, Цунаде-сама.

Iruka777

если можно, уважаемый Ирука-сенсей - да, свой вариант хокку.читать дальше:)

2010-03-29 в 14:50 

Tsunade777
Iruka777
Вы сообразительны, Ирука, как и ожидалось от учителя Наруто! Дествительно, надо было свой вариант первого хокку.

2010-03-29 в 18:49 

Shizune777
бутоны цветов
овеянные дымкой —
утро открытий

2010-03-29 в 20:42 

Iruka777
la_tisana
читать дальше

Tcunade777
Порой я бываю нетерпелив. Прошу прощения)

Расцвело небо...
Гонят тоску из сердца
Сакуры лепестки.
или

Вместо тетради
На столе ветка сакуры –
Хитрый ход)
Не мог обойтись без школьных ассоциаций.

2010-03-29 в 21:08 

Tsunade777
Iruka777
Про тетрадь очень нравится))). Мне бы так с архивами - чтоб раз! и вместо этой груды на столе ветка сакуры...

2010-03-29 в 22:12 

Iruka777
Tcunade777
Спасибо, Цунаде-сама. Видимо, тема мне ближе.
Какое у вас романтичное настроение...)
Мне же очень нравится ваше творение. Такое удачное окончание)

2010-03-29 в 23:16 

la_tisana
Я - строгий сабаки (так обычно называют ведущего ренку). Распугаю сейчас всех участников.

читать дальше

Итак, наше хокку выбрано. Я вынесу его в основной текст поста и буду готовить пояснения для следующей строфы.

2010-03-29 в 23:22 

la_tisana
Вторая строфа - ВАКИКУ читать дальше

Вторая строфа ренку мыслится и пишется как непосредственное продолжение картины, приведенной в хокку. Ее расширение, уточнение, или, самый удобный способ - смещение объектива. Вправо, влево, вверх, вниз... Между хокку и вакику связь особенно тесна, и вместе они должны читаться практически как одно произведение.
Попробуем? Может, еще кто-то захочетподключиться... нам нужны:
две строки, сезон - весна.

2010-03-29 в 23:27 

Tsunade777
Солнечный зайчик
Будит веснушки ребенка.

2010-03-30 в 00:30 

la_tisana
Солнечный зайчик
Будит веснушки ребенка.

Очень хороший вариант. Связь с хокку сильная (там - парта/школа, здесь - ребенок). Солнечный зайчик создает совершенно весеннее настроение, а слово "будит" будит в нас подозрения, что спали не только веснушки, но и сам их носитель (на уроке :) )

2010-03-30 в 01:58 

Iruka777
Ох, Цунаде-сама!
Какую-нибудь жалкую попытку я, конечно, сделаю, но ваш выстрел пришелся точно в цель.

2010-03-30 в 07:04 

Shizune777
лепесток за лепестком
расцветает улыбка


ветром сдувает цветы:
мимолётно сиянье


расцветёт новая завязь,
показывает опыт

2010-03-30 в 13:11 

Iruka777
Солнце растит на доске
зазеленевший ясень

2010-03-30 в 13:30 

Iruka777
Ветер защекотал окно
Звонким смехом

2010-03-30 в 13:31 

Iruka777
штору, наверное.. оо, я не поэт)

2010-03-30 в 14:21 

la_tisana
Я в растерянности. Сложно выбрать из такого количества симпатичных вариантов :) Давайте попробуем внимательнее посмотреть на каждый из них.

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

лепесток за лепестком
расцветает улыбка

Улыбка, скорее всего, расцветает на лице преподавателя (и это понятное дело!). Место действия - то же, связь сильная (сакура-лепестки, даже очень сильная, несмотря на добавочное метафорическое значение лепестков.!), вводится одушевленный персонаж (после натюрморта+внутренний мир автора - ведь именно автору принадлежит оценка: "хитрый ход!") в хокку.

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

ветром сдувает цветы:
мимолётно сиянье

Я бы все-таки сказал "ветер сдувает" :). Это вакику придает жанровой школьной сценке философскую глубину. Связь опять-таки очень сильная (сакура-лепестки). Интересно, что зарисовочка всего в двух строках построена так, что является одновременно и описанием, и философским высказыванием. Кто задумался о мимолетности жизни и красоты, глядя на ветку на парте? Учитель, ученик? Возможно, оба... Возможно, весь класс притих, завороженный красотой момента - порыв ветра через открытое окно сдувает лепестки с и так уже сорванной ветки...

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

расцветёт новая завязь,
показывает опыт

Это уже не философия, а естествознание :) Эффект немного комический, если вдуматься: Неужели учитель решил превратить шутку ученика в повод для лекции по ботанике? :) Очень интересная связь :)

РЕМАРКА: потенциально каждая строфа и каждая пара строф в ренку, конечно же, могут быть прочитаны в разных контекстах. То, что увидел и описал здесь я - всего лишь одно из возможных прочтений!

пойдем дальше в следующем комментарии...

2010-03-30 в 14:33 

la_tisana
вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

Ветер защекотал окно
Звонким смехом

Связь между этими строфами, прежде всего - настроенческая. Легкость и юмор хокку дополнены ветром и звонким смехом - камертон автора безошибочно угадал настроение хокку и продолжил его в вакику. Думаю все же - штору щекотать удобнее :)

строфу о ясене на доске я, простите ради Амиды Будды, не понял :( Объясните, пожалуйста?


вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

Солнечный зайчик
Будит веснушки ребенка.

В этом варианте, на мой взгляд, связь между строфами самая изящная. Она достаточно тесная (солнечный зайчик гармонирует с весенним настроением хокку, ребенок - продолжение школьной темы/сцены). но при этом напрямую образы хокку не повторяются. Связь этой строфы с хокку настолько комплексна, что включает в себя и настроение, и продолжение картинки, и динамику (ввод нового, одушевленного персонажа) и юмор.

2010-03-30 в 17:16 

Iruka777
la_tisana
)) Конечно, объясню: за окном зазеленело дерево, солнце светит на доску, там мы видим тень этого самого дерева, медленно растущую (уроки закончены, вторая половина дня, время идет, тени удлиняются). Зимой ветки были голыми, а теперь на тени различимы листочки. Констатируем, что пришла весна)

Примерно так

2010-03-30 в 18:21 

la_tisana
Iruka777

ага, это и была моя первая мысль. но я никак не мог представитьсебе зазеленевшую тень на доске... лучше идти от непосредственного восприятия, описывать то, что мы непосредственно видим/чувствуем, не "пропуская через голову". через голову пусть читатель пропускает :) то есть, глядя на доску мы видим, что у ясеня изменилась тень - появились листья. но то, что они зеленые, мы видим только повернув голову к окну :) в данном случае "зазеленевший" - не описание непосредственного опыта (вижу зеленые листья), а логический вывод автора (я увидел тень листьев и знаю, что они могут быть только зелеными).
я понятно объясняю?

2010-03-30 в 19:07 

Iruka777
Более чем)
Я как-то не задумался о зеленеющей тени) В моей голове она была вполне бесцветна. Вот так мы упускаем главное, не замечая очевидных вещей, принимая за парадигму то, что имеет смысл только внутри нас самих)

2010-03-30 в 19:17 

la_tisana
Iruka777

это всего лишь дело техники :)
переходить с западной эстетики на восточную вообще невероятно сложно

пойду-ка я повешу вакику Цунаде-самы а попозже расскажу о следующей строфе :)

2010-03-30 в 19:28 

la_tisana
Третья строфа называется ДАЙСАН.

Третья строфа занимает особое место в ренку. По сути это и есть первая настоящая строфа ренку - то есть, написанная согласно главному правилу: присоединяться к предыдущей отталкиваться от предпредыдущей.
Основная функция дайсана - увести рассказ хокку/вакику в другую сторону, создать более-менее неожиданный поворот, сменить обстановку, тему и т.д. Сложность заключается в том, что при этом уходе от пары хокку/вакику какая-то связь с предыдущей строфой все-таки должна существовать (иначе какая же это цепочка?). В общем: не забывать о связи, но концентрироваться на удалении :)

2010-03-30 в 21:43 

Завтрашний день
Что поднесет мне, смеясь?
Сожму кулаки.

2010-03-30 в 21:43 

Iruka777
Старый скворец
Прервал кутерьму на крыше
Все ли птенцы взлетят?

*со вздохом*

2010-03-30 в 22:14 

la_tisana
Tcunade777 Iruka777

Оба варианта очень интересны. Откомментирую чуть позже :)

2010-03-31 в 00:26 

la_tisana
Вот я и читать дальше проглядел один важный момент.
В схеме весеннего джюничо дайсан не должен содержать указания ни на один сезон! а я забыл заострить на этом внимание.

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

солнечный зайчик
будит веснушки ребенка

старый скворец
прервал кутерьму на крыше
все ли птенцы взлетят?


Ах, если бы не указание на сезон (маленькие птенцы - лето)... Но это моя ошибка, и если Ирука-сан захочет написать новый вариант, я подожду :)
Кроме этого, все необходимые условия соблюдены. Мы достаточно далеко уходим от ситуации хокку/вакику (из школы - на крышу), и тем не менее, аллюзия птенцы-дети связывает дайсан с предыдущими строфами.

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

солнечный зайчик
будит веснушки ребенка

завтрашний день
что поднесет мне, смеясь?
сожму кулаки

Вариант Годайме кажется мне прямой речью от лица ребенка из вакику (в этом и состоит здесь логически-повествовательная связь). Надо обладать поистине позитивностью, надеждой и непосредственностью ребенка, чтобы ожидать будущего со смехом и сжатыми (в решительности и запале?) кулаками. Оба критерия (отдаления и связи) соблюдены.

В любом случае, я подожду до завтрашнего утра.

2010-03-31 в 01:32 

Iruka777
ну, что же.. давайте еще раз) Снова о птицах.

Самолетик бумажный
упав, вспугнул ворона
Озоррррники!

2010-03-31 в 09:39 

la_tisana
Самолетик бумажный
упав, вспугнул ворона
Озоррррники!

Что же мне делать? И это предложение соответствует необходимым критериям! Ситуация совершенно иная но бумажный самолетик так логично вязан с шаловливыми детьми из школы!
Плюс описание соединено с прямой речью (свеженько так)... ммм.... пожалуй выберу все-таки это. Некоторая философичность в предложении Цунаде мне нравится, но я бы хотел подождать с философией до другого момента в ренку (ближе к осенним строфам).

2010-03-31 в 09:46 

la_tisana
Четвертая строфа.

Еще немножко я вас напрягу, зато пятую напишу сам (несколько вариантов вам для кидания кунаев разбора).
У четвертой строки нет особенного названия. Они есть у первых трех строф, у последней, плюс тематические "цветочная строфа", "лунная строфа", "любовная строфа".

В приведенной мной выше схеме есть опечатка. Четвертая строфа должна быть зимней или летней (а не весенней, как там написано. с весной мы уже закончили в хокку и вакику).
В зависимости от того, строфу какого сезона мы выберем сейчас, определится и сезон 11-ой строфы (т.е. если мы выберем лето, будет зима в 11ой и наоборот).

Две строки, зима или лето. Связь с предыдущей, отталкивание от предпредыдущей (т.е. не писать уже ни о солнце, ни о детях).

читать дальше

2010-03-31 в 21:27 

Черные крылья в белесом небе -
Графика неизбежности

2010-03-31 в 21:30 

la_tisana
Самолетик бумажный
упав, вспугнул ворона
Озоррррники!

предложение: а давайте напишем: упав спугнул ворона. смысл практически тот же, а звучит чуть полегче (без двух "в" подряд).

2010-03-31 в 21:31 

la_tisana
Tcunade777

Ваш вариант принят, Цунаде сама. Это о почтовых соколах с важными донесениями? а сезон какой? белое небо - в смысле, падающий снег?

2010-03-31 в 21:33 

la_tisana
Без снега. Без всего.

2010-03-31 в 21:35 

la_tisana
Tcunade777

читать дальше

2010-03-31 в 22:52 

Iruka777
la_tisana
Конечно, Тосэй-сама, хорошая идея. Две "в" на стыке действительно неудачно )

2010-03-31 в 22:59 

Iruka777
Стылое небо в луже
Полет в никуда

2010-03-31 в 23:30 

Tsunade777
Клюв скован холодом.
Ягодки глаз лишь горят.

2010-03-31 в 23:48 

la_tisana
Tcunade777

ага, усвоено. в этом нет кире - и правильно!
ваще иногдааааа помалеееньку можно и тире/многоточие (эквивалент киреджи) использовать во внутренних строфах, но оооочень осторожно.
зато Вы слишком все упростили :) Я ж Вас знаю, можете гораздо поинтересней :)
идейку можно подкину?
читать дальше

2010-03-31 в 23:52 

la_tisana
до половины - потому что на сгибе :)

и еще - по поводу пунктуации. универсально уже, практически принято не заморачиваться особо в ренку по поводу, например, заглавных букв. слишком уж это особенный вид поэзии - строфы вроде бы и отдельные, но на самом деле и вместе читать надо... смысла нет, можно вообще сплошняком. или, лучше: пунктуация и проч. (типа заглавных букв) нужны ТОЛЬКО там, где они усиливают эффект от написаного. то есть, в приведенном мной примере есть кавычки - чтобы отделить прямую речь от текста объявления.

2010-03-31 в 23:55 

Tsunade777
*Бьюсь головой о ствол сакуры. Сдаваться не собираюсь*

2010-03-31 в 23:57 

la_tisana
Tcunade777

да у Вас огромный потенциал. чего стоит пойманный на поцелуй ветер! я обзавидовался.
нужно просто узнать и увидеть принципы нового дзюцу - и дело в шляпе читать дальше!

2010-04-01 в 00:17 

Iruka777
*бессильно оседает на стул и прикрывает глаза рукой*
Я напишу! *упрямо* )

2010-04-01 в 11:08 

la_tisana
Iruka777

просто сместите камеру :)

2010-04-01 в 11:40 

la_tisana
набросаю идей-примеров.

читать дальше

2010-04-01 в 14:06 

Iruka777
жалкие попытки

2010-04-01 в 14:51 

la_tisana
Iruka777

теплее, теплее! читать дальше:)

Из прошлого послание
некому ответить

ага, я бы только вот чуть сгладил:

на послание из прошлого
некому ответить

сезон здесь не указан, но строфа удачная. предлагаю взять ее в качестве бессезонной, а сезон (лето или зиму) перенести в следующую строфу :)
читать дальше

Бонус я приготовлю отдельно чуть попозже. Пятая строфа - за мной. Думаю, лучше переместиться под следующее дерево, а то здесь все усыпано поэтическими свитками. Сегодня-завтра все организую!

Ваш Тосэй

2010-04-01 в 20:14 

Tsunade777
Ааа, я пропустила самое важное.
Вот мои пять рю.

Червяк в спелом яблоке
хочет стать птицей.

Облегченно вздыхают личинки:
пережили весну.

В знойный полдень уснул.
Ведро воды внезапно.

Жара поймала в силки:
не горит ли бумага?

(что-то я сегодня несерьезна. не выходит...этот...каменный цветок)

2010-04-01 в 23:07 

Shizune777
... крестьянин тожествуя,
кому-то везёт

2010-04-02 в 01:02 

la_tisana
Shizune777

очень креативно, Шизуне-сан! но не могли бы Вы пояснить, какая тут связь с предыдущей строфой? я че-то не вижу... могу и ошибаться - поясните!

самолетик бумажный
упав, спугнул ворона:
Озоррррники!

... крестьянин тожествуя,
кому-то везёт

2010-04-02 в 01:14 

la_tisana
Tcunade777


самолетик бумажный
упав, спугнул ворона:
Озоррррники!

Червяк в спелом яблоке
хочет стать птицей.

связь, несомненно, есть :) как и юмор :)

самолетик бумажный
упав, спугнул ворона:
Озоррррники!

Облегченно вздыхают личинки:
пережили весну

и здесь о связи не спрашиваю - несъеденные вороном личинки очевидны :) эффект еще юморней, чем в предыдущем:))) правда хорошо!

самолетик бумажный
упав, спугнул ворона:
Озоррррники!

В знойный полдень уснул.
Ведро воды внезапно.

ммм... я полагаю, Вы здесь хотели повествовательную связь сделать? немного не клеится, потому что не продолжает сцену напрямую, а рассказывает о неопределенном промежутке времени... поскольку других связей нет, немножко слабовато.


самолетик бумажный
упав, спугнул ворона:
Озоррррники!

Жара поймала в силки:
не горит ли бумага?

интересная, "закрученная" связь. причем двойная (ворон - силки, бумажный - бумага, хотя последнее как раз СЛИШКОМ близко, нарушает гармонию).

В общем, можно было бы спокойно выбрать первый или второй вариант. но я все же оставлю вариант Ируки читать дальше
ПОТОМУ, ЧТО ЕГО СТРОФА САМАЯ ПРОСТАЯ.
самая легкая и элегантная. плюс легкая горчинка... понимаете, сабаки (ведущий ренку) вынужден сделать выбор по своему вкусу и под настроение, когда видит НЕСКОЛЬКО потенциально возможных вариантов.
читать дальше

2010-04-02 в 01:17 

la_tisana
читать дальше

2010-04-02 в 01:21 

Tsunade777
la_tisana
Мне самой очень нравится Ирукино. У него получилось серьезно, а я так и не смогла уйти от перевода в шуточки.

2010-04-02 в 01:29 

la_tisana
Tcunade777

перевод в шуточку - самый что ни на есть прием в ренку! пожалуйста, повторите его еще попозже!!!

вот, например.

была такая нейтральная себе строфа. и смотрите, во что ее превратили...

расходятся круги
по глади пруда

читать дальше

эффект комический. был пруд - вылезла подводная лодка. и место превратилось в море :). заметьте ОЧЕНЬ важную вещь. взятая сама по себе строфа про Немо не имеет абсолютно никакой поэтической ценности - она плоская, как дверь. не метафор, ни игры слов, ни трогательности особой... эта строфа имеет цену из-за СВЯЗИ (в первую очередь, комической), которая создается с предыдущей строфой.
это и есть принцип ренку. надо сосредотачиваться не столько на оригинальности, красоте и т.п. строфы, сколько на эффекте, который она произведет ВМЕСТЕ с предыдущей.

завтра продолжу. читать дальше

2010-04-02 в 01:36 

la_tisana
да, и еще. вы видите, чтов этой строфе:

капитан Немо -
черные волосы треплет
соленый бриз

тире - просто тире. никакого реального кире, разреза, создающего особое смысловое пространство, здесь нет. поэтому тире (эквивалент киреджи) не делает строфу самостоятельной.

болтун я. а завтра еще больше намереваюсь...

2010-04-02 в 01:43 

Iruka777
А мне, признаться, очень нравятся все творения Цунаде-сама... Очень образные и оригинальные. Чувствуется большой потенциал. Если бы знал об этом раньше, постеснялся бы лезть)

la_tisana
читать дальше

2010-04-02 в 01:46 

Tsunade777
Iruka777
Постеснялись бы лезть - сидеть бы мне тут одной, донимать вопросами Тосея-доно.

2010-04-02 в 01:58 

Iruka777
Tcunade777
В таком случае, я рад, что не знал о вашем таланте и смог составить компанию.

   

главная