По приглашению драгоценнейшей Годайме Хокаге Листа пришел я, нищий странствующий монах-поэт Тосэй, в эту прекрасную Аллею на праздник Цветения Сакуры. Расстилаю циновку во-он под тем деревом и предлагаю всем желающим почтить мимолетную весеннюю красоту написанием поэтической цепочки - ренку.





читать дальше

Комментарии
29.03.2010 в 00:08

Я точно участвую!


поток сознания
29.03.2010 в 00:11

Участвую.
29.03.2010 в 01:33

Tcunade777 Shizune777

Завтра начнем, драгоценные Цунаде-сама и Шизуне-сан.

читать дальше
29.03.2010 в 13:35

Ну что ж, начнем наше Весеннее Джюничо!

Джюничо - ренку из 12 строф. Весеннее - потому что первые строфы должны содержать указание на весенний сезон. Тематическую схему строф вывешиваю сразу:

читать дальше

Более подробные пояснения будут следовать построфно.
Пишем мы по конкурсному принципу (кто успел, того и сапоги дашигачи). Любой желающий может предложить вариант (варианты) следующей строфы в любой момент. Ведущий ренку (то есть я) обязуется комментировать все предложенные варианты и выбирать подходящий.
29.03.2010 в 13:41

ХОККУ - первая строфа.

То, что мы сейчас называем хайку (или хокку) во времена и Басё, и Бусона - всех классических поэтов до Масаоки Сики называлось именно хокку и воспринималось как потенциально возможная первая строфа цепочки хайкай но ренга (современное название - ренку).
Хокку обязательно должно содержать указание на сезон. В нашем случае это весна. Согласно данной схеме, весеннее хокку должно быть также и так называемой цветочной строфой. То есть - пишем о цветах! Сакуры, разумеется :)
Три строки (575 исключительно по желанию, не обязательно), цветы сакуры. Желательно, чтобы хокку содержало тире или троеточие (местный вариант киреджи).

Есть предложения?
29.03.2010 в 13:47

Я, конечно, не мастер слагать стихи, но разбавлю собой вашу очаровательную компанию.
29.03.2010 в 13:56

Сакура пахнет
Солнцем и свежим ветром,
...Пойманным на поцелуй.
29.03.2010 в 14:04

Iruka777
Ваш вариант, Ирука-сенсееей?
29.03.2010 в 14:26

Несет ли весна прощение
Тем, кто рожден вновь

Tcunade777
читать дальше
29.03.2010 в 14:49

Tcunade777

Ваш вариант принят к рассмотрению, Цунаде-сама.

Iruka777

если можно, уважаемый Ирука-сенсей - да, свой вариант хокку.читать дальше:)
29.03.2010 в 14:50

Iruka777
Вы сообразительны, Ирука, как и ожидалось от учителя Наруто! Дествительно, надо было свой вариант первого хокку.
29.03.2010 в 18:49

бутоны цветов
овеянные дымкой —
утро открытий
29.03.2010 в 20:42

la_tisana
читать дальше

Tcunade777
Порой я бываю нетерпелив. Прошу прощения)

Расцвело небо...
Гонят тоску из сердца
Сакуры лепестки.
или

Вместо тетради
На столе ветка сакуры –
Хитрый ход)
Не мог обойтись без школьных ассоциаций.

29.03.2010 в 21:08

Iruka777
Про тетрадь очень нравится))). Мне бы так с архивами - чтоб раз! и вместо этой груды на столе ветка сакуры...
29.03.2010 в 22:12

Tcunade777
Спасибо, Цунаде-сама. Видимо, тема мне ближе.
Какое у вас романтичное настроение...)
Мне же очень нравится ваше творение. Такое удачное окончание)
29.03.2010 в 23:16

Я - строгий сабаки (так обычно называют ведущего ренку). Распугаю сейчас всех участников.

читать дальше

Итак, наше хокку выбрано. Я вынесу его в основной текст поста и буду готовить пояснения для следующей строфы.
29.03.2010 в 23:22

Вторая строфа - ВАКИКУ читать дальше

Вторая строфа ренку мыслится и пишется как непосредственное продолжение картины, приведенной в хокку. Ее расширение, уточнение, или, самый удобный способ - смещение объектива. Вправо, влево, вверх, вниз... Между хокку и вакику связь особенно тесна, и вместе они должны читаться практически как одно произведение.
Попробуем? Может, еще кто-то захочетподключиться... нам нужны:
две строки, сезон - весна.
29.03.2010 в 23:27

Солнечный зайчик
Будит веснушки ребенка.
30.03.2010 в 00:30

Солнечный зайчик
Будит веснушки ребенка.

Очень хороший вариант. Связь с хокку сильная (там - парта/школа, здесь - ребенок). Солнечный зайчик создает совершенно весеннее настроение, а слово "будит" будит в нас подозрения, что спали не только веснушки, но и сам их носитель (на уроке :) )
30.03.2010 в 01:58

Ох, Цунаде-сама!
Какую-нибудь жалкую попытку я, конечно, сделаю, но ваш выстрел пришелся точно в цель.

30.03.2010 в 07:04

лепесток за лепестком
расцветает улыбка


ветром сдувает цветы:
мимолётно сиянье


расцветёт новая завязь,
показывает опыт
30.03.2010 в 13:11

Солнце растит на доске
зазеленевший ясень
30.03.2010 в 13:30

Ветер защекотал окно
Звонким смехом
30.03.2010 в 13:31

штору, наверное.. оо, я не поэт)
30.03.2010 в 14:21

Я в растерянности. Сложно выбрать из такого количества симпатичных вариантов :) Давайте попробуем внимательнее посмотреть на каждый из них.

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

лепесток за лепестком
расцветает улыбка

Улыбка, скорее всего, расцветает на лице преподавателя (и это понятное дело!). Место действия - то же, связь сильная (сакура-лепестки, даже очень сильная, несмотря на добавочное метафорическое значение лепестков.!), вводится одушевленный персонаж (после натюрморта+внутренний мир автора - ведь именно автору принадлежит оценка: "хитрый ход!") в хокку.

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

ветром сдувает цветы:
мимолётно сиянье

Я бы все-таки сказал "ветер сдувает" :). Это вакику придает жанровой школьной сценке философскую глубину. Связь опять-таки очень сильная (сакура-лепестки). Интересно, что зарисовочка всего в двух строках построена так, что является одновременно и описанием, и философским высказыванием. Кто задумался о мимолетности жизни и красоты, глядя на ветку на парте? Учитель, ученик? Возможно, оба... Возможно, весь класс притих, завороженный красотой момента - порыв ветра через открытое окно сдувает лепестки с и так уже сорванной ветки...

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

расцветёт новая завязь,
показывает опыт

Это уже не философия, а естествознание :) Эффект немного комический, если вдуматься: Неужели учитель решил превратить шутку ученика в повод для лекции по ботанике? :) Очень интересная связь :)

РЕМАРКА: потенциально каждая строфа и каждая пара строф в ренку, конечно же, могут быть прочитаны в разных контекстах. То, что увидел и описал здесь я - всего лишь одно из возможных прочтений!

пойдем дальше в следующем комментарии...
30.03.2010 в 14:33

вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

Ветер защекотал окно
Звонким смехом

Связь между этими строфами, прежде всего - настроенческая. Легкость и юмор хокку дополнены ветром и звонким смехом - камертон автора безошибочно угадал настроение хокку и продолжил его в вакику. Думаю все же - штору щекотать удобнее :)

строфу о ясене на доске я, простите ради Амиды Будды, не понял :( Объясните, пожалуйста?


вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!

Солнечный зайчик
Будит веснушки ребенка.

В этом варианте, на мой взгляд, связь между строфами самая изящная. Она достаточно тесная (солнечный зайчик гармонирует с весенним настроением хокку, ребенок - продолжение школьной темы/сцены). но при этом напрямую образы хокку не повторяются. Связь этой строфы с хокку настолько комплексна, что включает в себя и настроение, и продолжение картинки, и динамику (ввод нового, одушевленного персонажа) и юмор.
30.03.2010 в 17:16

la_tisana
)) Конечно, объясню: за окном зазеленело дерево, солнце светит на доску, там мы видим тень этого самого дерева, медленно растущую (уроки закончены, вторая половина дня, время идет, тени удлиняются). Зимой ветки были голыми, а теперь на тени различимы листочки. Констатируем, что пришла весна)

Примерно так
30.03.2010 в 18:21

Iruka777

ага, это и была моя первая мысль. но я никак не мог представитьсебе зазеленевшую тень на доске... лучше идти от непосредственного восприятия, описывать то, что мы непосредственно видим/чувствуем, не "пропуская через голову". через голову пусть читатель пропускает :) то есть, глядя на доску мы видим, что у ясеня изменилась тень - появились листья. но то, что они зеленые, мы видим только повернув голову к окну :) в данном случае "зазеленевший" - не описание непосредственного опыта (вижу зеленые листья), а логический вывод автора (я увидел тень листьев и знаю, что они могут быть только зелеными).
я понятно объясняю?
30.03.2010 в 19:07

Более чем)
Я как-то не задумался о зеленеющей тени) В моей голове она была вполне бесцветна. Вот так мы упускаем главное, не замечая очевидных вещей, принимая за парадигму то, что имеет смысл только внутри нас самих)
30.03.2010 в 19:17

Iruka777

это всего лишь дело техники :)
переходить с западной эстетики на восточную вообще невероятно сложно

пойду-ка я повешу вакику Цунаде-самы а попозже расскажу о следующей строфе :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail