воскресенье, 28 марта 2010
По приглашению драгоценнейшей Годайме Хокаге Листа пришел я, нищий странствующий монах-поэт Тосэй, в эту прекрасную Аллею на праздник Цветения Сакуры. Расстилаю циновку во-он под тем деревом и предлагаю всем желающим почтить мимолетную весеннюю красоту написанием поэтической цепочки - ренку.
читать дальшеС давних времен жители нашей славной страны Огня любили собираться вместе для написания стихов, всем прочим жанрам предпочитая благородное ренку. Правила его вкратце таковы:
1. Ренку - последовательность нерифмованных строф по типу: трехстишие - двустишие - трехстишие - двустишие и т.д. Каждая строфа пишется отдельным автором.
1. Писать можно обо всем, что угодно.
2. Но - соблюдая несколько тематических правил (наличие/отсутствие в определенных строфах указания на определенный сезон, обязательность для некоторых строф тем любви, луны, цветов (сакуры).
4. Автор текущей строфы должен "соединить" свою строфу с предыдущей с помощью сходных образов, логичной последовательности событий, аллюзий и т.д.
5. Одновременно не допуская слишком тесной переклички образов с предпредыдущей строфой.
Таким образом, каждая строфа (кроме первых двух) одновременно соединяется с предыдущей и отталкивается от предпредыдущей, гармонично уводя ренку в новом направлении.
Прочие особенности лучше объяснять построфно во время написания. Пример классического ренку (в те времена жанр назывался "хайкай но ренга", а не ренку) можно почитать вот здесь:
www.lib.ru/INPROZ/BUSON_P/buson1_3.txt
Пример современного ренку:
lishanu.com/01/ren/renku_icicle.htm
ВЕСЕННЕЕ ДЖЮНИЧО
вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход! / Ирука, весна, цветы
солнечный зайчик
будит веснушки ребенка / Цунаде весна
самолетик бумажный
упав, спугнул ворона:
Озоррррники! / Ирука, бс
на послание из прошлого
некому ответить / Ирука, бс
P.S. счет за услуги вышлю Годайме Цунаде личным слизняком соколом по окончании праздника.
поток сознания
Завтра начнем, драгоценные Цунаде-сама и Шизуне-сан.
читать дальше
Джюничо - ренку из 12 строф. Весеннее - потому что первые строфы должны содержать указание на весенний сезон. Тематическую схему строф вывешиваю сразу:
читать дальше
Более подробные пояснения будут следовать построфно.
Пишем мы по конкурсному принципу (
кто успел, того и сапогидашигачи). Любой желающий может предложить вариант (варианты) следующей строфы в любой момент. Ведущий ренку (то есть я) обязуется комментировать все предложенные варианты и выбирать подходящий.То, что мы сейчас называем хайку (или хокку) во времена и Басё, и Бусона - всех классических поэтов до Масаоки Сики называлось именно хокку и воспринималось как потенциально возможная первая строфа цепочки хайкай но ренга (современное название - ренку).
Хокку обязательно должно содержать указание на сезон. В нашем случае это весна. Согласно данной схеме, весеннее хокку должно быть также и так называемой цветочной строфой. То есть - пишем о цветах! Сакуры, разумеется
Три строки (575 исключительно по желанию, не обязательно), цветы сакуры. Желательно, чтобы хокку содержало тире или троеточие (
местный вариант киреджи).Есть предложения?
Солнцем и свежим ветром,
...Пойманным на поцелуй.
Ваш вариант, Ирука-сенсееей?
Тем, кто рожден вновь
Tcunade777
читать дальше
Ваш вариант принят к рассмотрению, Цунаде-сама.
Iruka777
если можно, уважаемый Ирука-сенсей - да, свой вариант хокку.читать дальше
Вы сообразительны, Ирука, как и ожидалось от учителя Наруто! Дествительно, надо было свой вариант первого хокку.
овеянные дымкой —
утро открытий
читать дальше
Tcunade777
Порой я бываю нетерпелив. Прошу прощения)
Расцвело небо...
Гонят тоску из сердца
Сакуры лепестки.
или
Вместо тетради
На столе ветка сакуры –
Хитрый ход)
Не мог обойтись без школьных ассоциаций.
Про тетрадь очень нравится))). Мне бы так с архивами - чтоб раз! и вместо этой груды на столе ветка сакуры...
Спасибо, Цунаде-сама. Видимо, тема мне ближе.
Какое у вас романтичное настроение...)
Мне же очень нравится ваше творение. Такое удачное окончание)
Распугаю сейчас всех участников.читать дальше
Итак, наше хокку выбрано. Я вынесу его в основной текст поста и буду готовить пояснения для следующей строфы.
Вторая строфа ренку мыслится и пишется как непосредственное продолжение картины, приведенной в хокку. Ее расширение, уточнение, или, самый удобный способ - смещение объектива. Вправо, влево, вверх, вниз... Между хокку и вакику связь особенно тесна, и вместе они должны читаться практически как одно произведение.
Попробуем? Может, еще кто-то захочетподключиться... нам нужны:
две строки, сезон - весна.
Будит веснушки ребенка.
Будит веснушки ребенка.
Очень хороший вариант. Связь с хокку сильная (там - парта/школа, здесь - ребенок). Солнечный зайчик создает совершенно весеннее настроение, а слово "будит" будит в нас подозрения, что спали не только веснушки, но и сам их носитель (на уроке
Какую-нибудь жалкую попытку я, конечно, сделаю, но ваш выстрел пришелся точно в цель.
расцветает улыбка
ветром сдувает цветы:
мимолётно сиянье
расцветёт новая завязь,
показывает опыт
зазеленевший ясень
Звонким смехом
вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!
лепесток за лепестком
расцветает улыбка
Улыбка, скорее всего, расцветает на лице преподавателя (и это понятное дело!). Место действия - то же, связь сильная (сакура-лепестки, даже очень сильная, несмотря на добавочное метафорическое значение лепестков.!), вводится одушевленный персонаж (после натюрморта+внутренний мир автора - ведь именно автору принадлежит оценка: "хитрый ход!") в хокку.
вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!
ветром сдувает цветы:
мимолётно сиянье
Я бы все-таки сказал "ветер сдувает"
вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!
расцветёт новая завязь,
показывает опыт
Это уже не философия, а естествознание
РЕМАРКА: потенциально каждая строфа и каждая пара строф в ренку, конечно же, могут быть прочитаны в разных контекстах. То, что увидел и описал здесь я - всего лишь одно из возможных прочтений!
пойдем дальше в следующем комментарии...
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!
Ветер защекотал окно
Звонким смехом
Связь между этими строфами, прежде всего - настроенческая. Легкость и юмор хокку дополнены ветром и звонким смехом - камертон автора безошибочно угадал настроение хокку и продолжил его в вакику. Думаю все же - штору щекотать удобнее
строфу о ясене на доске я, простите ради Амиды Будды, не понял
вместо тетради
на столе ветка сакуры -
хитрый ход!
Солнечный зайчик
Будит веснушки ребенка.
В этом варианте, на мой взгляд, связь между строфами самая изящная. Она достаточно тесная (солнечный зайчик гармонирует с весенним настроением хокку, ребенок - продолжение школьной темы/сцены). но при этом напрямую образы хокку не повторяются. Связь этой строфы с хокку настолько комплексна, что включает в себя и настроение, и продолжение картинки, и динамику (ввод нового, одушевленного персонажа) и юмор.
)) Конечно, объясню: за окном зазеленело дерево, солнце светит на доску, там мы видим тень этого самого дерева, медленно растущую (уроки закончены, вторая половина дня, время идет, тени удлиняются). Зимой ветки были голыми, а теперь на тени различимы листочки. Констатируем, что пришла весна)
Примерно так
ага, это и была моя первая мысль. но я никак не мог представитьсебе зазеленевшую тень на доске... лучше идти от непосредственного восприятия, описывать то, что мы непосредственно видим/чувствуем, не "пропуская через голову". через голову пусть читатель пропускает
я понятно объясняю?Более чем)Я как-то не задумался о зеленеющей тени) В моей голове она была вполне бесцветна. Вот так мы упускаем главное, не замечая очевидных вещей, принимая за парадигму то, что имеет смысл только внутри нас самих)
это всего лишь дело техники
переходить с западной эстетики на восточную вообще невероятно сложнопойду-ка я повешу вакику Цунаде-самы а попозже расскажу о следующей строфе